Легенда про Усть-Колоду
Старики рассказывали легенду про Усть-Колоду. Первоначально она была построена на горе близ мельницы «Шилтовинка».
В этой деревне жил дед-колдун, многое знал и всякое делал. Дед «отказал» от деревни всех змей на расстоянии 10 км в окружности, никогда и никому не встречались они на покосах, ни в лесу, хотя многие ходили в лаптях на работу, особенно в сенокосную пору.
Об Иконе Смоленской Божьей Матери
В Водлозерье, где строилось много храмов, церквей и погостов, однажды было большое половодье, которое из верховья и принесло эту икону. Когда «упала» вода, одна из старушек обнаружила на берегу Водлы эту икону. В честь этой иконы и была построена Смоленская церковь.
Легенда о латке масла сливочного за невесту Марию
В деревне много проходило свадеб, среди молодежи много было женихов и невест. Особенно жители помнят, как приехал из соседней деревни Василий сватать Марию-невесту. Её все знали в округе. Когда собрался жених ехать с невестой домой (лошадь была в упряжке), то сельчане дали ему латку масла сливочного за то, что увез ее из деревни.
Легенда об исчезнувшей иконе Николая Чудотворца
В живописном месте посреди деревни Усть-Колода стояла церковь Смоленская. В ней был большой иконостас. В народе ходила легенда о том, как из него исчезла икона Николая Чудотворца. А очутилась она в деревне Нигозеро, на мысу у озера. И так трижды эта икона оказывалась на этом мысу в Нигозеро. Жители Усть-Колоды совместно с семейством Соболевых в д. Нигозеро построили на мысу часовню, назвали ее в честь иконы Николая Чудотворца.
Легенда о папиросе (сигаре) Петра Федоровича Батасова длиной 20 верст
Можно вспомнить добрым словом Петра Федоровича Батасова и Александра Петровича Малого. Бывало, ходили они в Нигозеро на рыбалку, это почти 20 верст. Петр Федорович закрутит папиросу в Нигозере, пройдет до Усть-Колоды, а все еще докуривал окурок — вот какая это была настоящая сигара.
Легенда о «Пенькином пороге»
Однажды в окрестных лесах скрывались беглые с Новгородчины. Один из них, по фамилии Пенькин, с женой выбрал красивое место около порога и построил жилье. Пришли однажды к жилью Пенькина атаманы с разбойниками. Когда атаман зашел в хижину, он увидел жену Пенькина и обомлел. Пенькин заметил, как смотрит атаман на его жену. Вскоре разбойники ушли в леса… Как-то муж говорит жене:
— Слушай, мне сегодня ночью приснился сон.
— К чему? Плохому или хорошему? — спрашивала жена.
— Знаешь, будто пошел я в лес на охоту, на глухариный ток. Смотрю, сидит глухарь. Я его убил. Иду по лесу, а мне еще в слепцы 120 глухарей попало. Вот, думаю, мясо добыл немало на двоих.
Жена говорит мужу:
— Сон не из приятных, когда снится мясо, это к плохому.
Ладно, хватит об этом думать.
Но хозяин стал думать о том, что разбойники и атаман обязательно вернутся и заберут жену. Предчувствие щемило его сердце. Он взял пилу, подпилил бревна, на которых держались кровля и потолки, и приготовил на всякий случай все необходимое.
Вдруг в вечернее время возвращаются все десять разбойников и атаман, отгулять свадьбу атамана с молодой красавицей.
И устроили застолье,… Хозяин смотрит, хорошо погуляли, пошел, снял опоры, что держали стропила, все рухнуло, накрыло всех кровлей. Атамана и жену лично уничтожил, затем поджег все и ушел из этих мест навсегда. А люди до сих пор называют порог Пенькиным.
Легенда о Лось-камне
Рассказала Пелагея Христофоровна Остальцова. Этот камень похож на животное — лося, отсюда и его название.
А еще рассказывали старики усть-колодцы, что сама Сатана ехала из Москвы, верхом на камне до порога Березовец, что Водле. Она должна была прилететь до петушиного пения. Но не успела: петухи прокукарекали, когда до порога оставалось около двух километров.
Сатана исчезла. Но если бы она добралась до Березовца, то «брала бы каждый год по человеку» люди бы тонули в пороге.
На Лось-камне осталась ложбина. Считается, что именно в ней и сидела Сатана.
В народе до сих пор сохранилось это название камня. Расположен он в Водле, вверх по течению с левой стороны, метрах в пяти от берега. Похож на голову и хребет лося.
Легенда о Рябь-камне
Рассказала Мария Петровна Соболева:
— Это было очень давно, еще при царе батюшке. От деревни Устьколоды до Сумы проходила дорога с непролазной грязью. За Часторучьем после двух поворотов у родника, чуть в стороне от дороги, лежит большой плоский камень.
В ту далекую пору уходили из деревень служить молодые парни на долгие 10-14 лет. Пришло время идти на царскую службу и Гришеньке, служенному девушки Музы. Она пошла его провожать. На счастье или несчастье, день выдался солнечным.
Шли по лесной дороге. Муза немного позади, додумавшись. Решила проводить своего парня дальше Часторучья, хотя обычно провожала только до него.
Гриша предложил девушке: «Давай отдохнем немного. Смотри камень какой. Перекусим, посидим, а потом я пойду дальше, ты же вернешься домой». Собрал хвороста для костра, бросил еловых веток, чтоб не на самом камне сидеть. Достал еду из своего чемодана, который сам смастерил из старой фанеры. Мать положила сыну на дорогу пирогов гороховых, калиток, рыбников, флягу с домашним квасом.
Девушка бойко принялась за калитку, запивая ее квасом. Гриша не сводил со своей любимой глаз. Уж больна она была хороша и красива. «Гриша, как я буду жить без тебя? Ведь так долго ждать тебя с царской службы» — сказала девушка и поцеловала его. Он крепко, что есть сил, обнял ее…
Гриша собрался уходить, но вдруг его потянуло пойти в лес.
«Слушай, я видел рядом много ягод. Жди меня тут, Сейчас наберу и принесу их тебе» — сказал и ушел. Долго ждала его Муза, но так и не дождалась. Вечером побежала в родную деревню. И только переступила порог родительского дома, как закричала: «Маменька, Гришенька в лес ушел и не вернулся. Не знаю, на что и подумать».
Девушка упала и, закрыв глаза, после нескольких больших вздохов перестала дышать. Сердце ее остановилось. Так и умерла на руках матери.
Наутро родители пошли к камню. На том месте лежали хворост и чемодан, а Гришу так и не нашли. Наверное, леший забрал к себе.
В те времена солдата в царской армии называли рябчиком. Поэтому устьколодцы и камню дали название – Рябь-камень. Сохранился он и до нашего времени.
Щука в печи
В 1928 году образовался ледяной заслон на Колоде, а река эта очень быстрая, вода сильно поднялась. У тех, кто жил на берегу, первые этажи были затоплены. Удивительно, что в доме Ирины Николаевны Фофановой, когда уже снизился уровень воды, в печи оказалась щука: по-видимому, по течению зашла, а обратно уйти ей помешала заслонка, которой закрывали печь.
Аэроплан Малого
Александр Петрович Малый всегда удивлял устьколодцев своим воображением:
— Знаете, мужики, вот куплю ящик гвоздей, пачку фанеры, сделаю аэроплан и полечу в деревню Остров к сыну в гости. Не надо пешком по грязи идти по лесной дороге-тележнице.