КАРТИНА МИРА

10 августа 2018 года русская культура понесла тяжелейшую утрату.

Успенская церковь в Кондопоге – памятник хрестоматийный, прославленный, необыкновенно ценный. Это был национальный шедевр. По важности и невосполнимости потери можно вспомнить разве что гибель многоглавого Покровского храма в Анхимове в 1963 году. Гибель святыни такого значения и такого художественного качества не может быть случайностью. Храм в Кондопоге пережил Отечественную, Первую мировую, Финскую, Великую Отечественную войны, все революции и перестройки. А в наше мирное время вдруг взял да сгорел. Да, бывают стечения обстоятельств. Но если Кондопога может среди бела дня сгореть, это приговор всей системе сохранения национально-го наследия. Нет защиты, нет охраны. Ни от дурака, ни от злоумышленника, ни от игры стихий. О системах автоматического пожаротушения, которыми давно пора оборудовать все наши деревянные памятники, говорится уже несколько лет. Площадь пожара была 60 кв. метров. Одна современная установка автоматического пожаротушения прекращает горение 2 тонн бензина на площади 72 кв. м за 20 секунд. Есть конкретные люди, при должностях и окладах, которые не подумали, не предусмотрели, не позаботились. Не внесли в регламенты содержания, в охранные обязательства. Церковь не была необитаемой. Ей «управляли» филиал городского краеведческого музея и епархия, на балансе которой храм состоял. Будем надеяться, что следствие найдет и назовет всех виновных.

После Кондопоги самое важное – не только покарать непосредственного виновника, но и отстроить систему, не допускающую или хотя бы существенно снижающую вероятность повторения подобных трагедий.

Пять профстандартов уже разработаны и проходят экспертное и общественное обсуждение.

Татьяна Черняева, заместитель председателя Российской ассоциации реставраторов Александр Леонтьев, первый заместитель председателя Комитета по госконтролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга. Профессиональные стандарты в реставрации: что это такое и зачем они нужны.

Что такое профессиональные стандарты и зачем они разрабатываются? Профессиональный стандарт – это документ, утвержденный приказом Минтруда России и представляющий собой характеристику квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. В структуру любого профстандарта входит наименование и цель профессиональной деятельности, описание и характеристика трудовых функций. В профессиональном стандарте раскрываются знания и умения, необходимые для осуществления определенных трудовых функций. Задачей государства является поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров. Профессиональные стандарты задают планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.В перспективе планируется замена Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) профессиональными стандартами. Для чего необходимо принятие профессиональных стандартов в реставрации? Около двух лет назад на основе данных, предоставленных органами охраны памятников и управления образованием субъектов РФ, Российской ассоциацией реставраторов была составлена база российских образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области реставрации. Анализ полученных данных показал, что более чем в половине регионов России образовательные учреждения не осуществляют обучение по реставрационным профессиям и специальностям. Наличие профстандартов в сфере реставрации позволит, во-первых, сохранить реставрационные специальности и профессии, существующие в настоящее время и необходимые в будущем, актуализировать квалификационные требования к ним.      Во-вторых, разработать на их базе федеральные государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования с тем, чтобы обучать по соответствующим направлениям специалистов разных уровней, а также актуализировать утвержденные образовательные стандарты.

В-третьих, более точно определить перечень должностей и профессий, по которым проводится государственная аттестация специалистов-реставраторов.

В-четвертых, проводить аттестацию специалистов-реставраторов в соответствии с профстандартами.

В-пятых, формировать кадровую политику работодателей, в частности выбор квалифицированного персонала.

История вопроса

Вопрос разработки профессиональных стандартов неоднократно поднимался реставрационным сообществом. Впервые детально он рассматривался на II Международном съезде реставраторов в Казани в сентябре 2015 года. Съездом было принято решение о разработке отдельных профессиональных стандартов для профессий рабочих по разделу «Реставрационные работы» (ЕТКС), а также профессиональных стандартов архитектора-реставратора, инженера-реставратора, инженера-реставратора-технолога, художника-реставратора, художника-реставратора рукописных и печатных документов (книжных памятников). Минтруд России неоднократно объявлял конкурсы на разработку профессиональных стандартов в сфере реставрации. Однако разработанные проекты были отклонены, и утвержденные профессиональные стандарты до сих пор отсутствуют. Разработанный РАНХиГС проект профстандарта («Реставратор объектов культурного наследия») был отклонен ввиду большого количества замечаний со стороны профессионального сообщества.

10 профстандартов

«Реставратор памятников деревянного зодчества», «Реставратор архивных и библиотечных материалов», «Реставратор художественных изделий и декоративных предметов», разработанные на основании госконтракта ООО «Правовед», согласно ответу, полученному из Минтруда России на обращение Российской ассоциации реставраторов, были отклонены от рассмотрения из-за отсутствия в представленных комплектах документов пояснительных записок к проектам.Рабочие группы по разработке и обсуждению профессиональных стандартов. В настоящее время при Минкультуры России созданы рабочие группы по разработке профессиональных стандартов в сфере реставрации. Сообществом разработаны, проходят общественное обсуждение и дорабатываются проекты пяти профессиональных стандартов: художник-реставратор монументальной живописи, художник-реставратор станковой живописи, реставратор декоративно-художественных  покрасок, реставратор декоративных штука-турок и лепных изделий, реставратор архивных, библиотечных материалов и произведений графики.Обсуждение профессиональных стандартов про-ходит также в рамках экспертной рабочей группы по профобразованию в реставрации при комиссии по сохранению объектов культурного наследия общественного совета при Минстрое России и на площадке ФАУ «РосКапСтрой».

Профессиональный стандарт «Архитектор- реставратор»Основная роль в его разработке принадлежит Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры правительства Санкт-Петербурга и кафедре архитектурного и градостроительного наследия Санкт- Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Российская ассоциация реставраторов осуществляла доработку профессионального стандарта с учетом мнения реставрационного сообщества и всех заинтересованных структур (Минкультуры России, Минстрой России, Минтруд России). Согласно проведенному анализу, квалифицированный архитектор-реставратор на сегодняшний день – один из самых востребованных работодателями специалистов в реставрационной сфере. От качества исполнения своих функций архитектором-реставратором зависит качество проекта реставрации. В послевоенное время за каждым объектом реставрации закреплялся архитектор объекта, позже замененный главным архитектором проекта, который контролировал весь комплекс работ на объекте. В настоящее время данная практика нарушена вследствие применения в реставрации закона о госзакупках. Сейчас практически невозможно закрепить на долгосрочной основе за объектом реставрации постоянного автора – главного архитектора проекта При Минкультуры РФ созданы рабочие группы по профессиональным стандартам в реставрацииПРОЕКТ11реставрации. Все эксперты сходятся во мнении, что этот катастрофический провал необходимо ликвидировать.В отличие от архитектора, архитектор-реставратор не создает новые объекты, а сохраняет созданные, признанные объекта-ми культурного наследия шедевры, воз-вращает их к жизни. Для этого ему необходим особый багаж специальных знаний и умений. И даже базовые знания архитектора в реставрации имеют свой специфический уклон, недаром существуют понятия «архитектурно-реставрационное проектирование», «инженерная реставрация» – к сожалению, никак не закрепленные в законодательстве, – а также привычные всем науч-но-проектная документация, комплексные научные исследования и другие, учтенные в нормативных документах.

Как заметил Г.А. Лаврецкий, доцент архитектурного факультета БНТУ, «архитектурная реставрация – это не раздел архитектуры, а особый тип мышления, направленный на “врачевание” памятников архитектуры». Архитектор-реставратор нацелен на сохранение исторической среды, историко-культурной ценности архитектурного объекта. Он должен знать, помимо инженерно-строительных предметов, историю, искусство, химию, биологию, старые мате-риалы, технологии, и всегда он должен прежде всего стремиться сохранить замысел автора, создавшего тот или иной объект культурного наследия.Архитектор-реставратор (или, как говорит разработчик реставрационных стандартов Сергей Куликов, «архитектор+»), вооруженный знания-ми истории формирования стилей, строительных и реставрационных методик и технологий, при-зван к решению многогранных аспектов сохранения и реставрации объектов культурного наследия. В процессе работы архитектор-реставратор взаимодействует со многими специалистами – историками, археологами, искусствоведами, инженерами. Проводит множество исследований: историко-архивные и библиографические, историко-архитектурные натурные, инженерно-технические, инженерные химико-технологические по строительным и отделочным материалам, по объемным параметрам, специальные инженерно-технологические. На основании про-веденных комплексных научных исследований разрабатывает проект реставрации, осуществляет научное руководство и авторский надзор за производством реставрационных работ.Все эти особенности мы постарались отразить в проекте профессионального стандарта.Анализ организационных и содержательных особенностей рассматриваемой деятельности позволил выделить в ее структуре три основных уровня.Самый сложный высший уровень образует профессиональная деятельность по руководству процессом архитектурно-реставрационного проектирования и реализации работ, осуществляемая ГАПом, руководителем творческой архитектурно-реставрационной мастерской или структурного подразделения организации.Средний уровень составляет профессиональная деятельность по проведению научно-исследовательских работ и разработке научно-проектной документации, как правило, осуществляемая ведущим архитектором-реставратором.Низший уровень – это профессиональная деятельность, заключающаяся в оформлении исход-но-разрешительной документации и результатов научно-исследовательских работ, обмерных работ, дефектологии и фотофиксации, а также разработке от-дельных разделов научно-проектной документации.После экспертных обсуждений проект профессионального стандарта «Архитектор-реставратор» направлен на согласование в Минтруд России и комитеты Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ).


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.